Алгоритмічність мислення молодших школярів - Мои статьи - Каталог статей - Кіровоградський педагогічний університет
Методика викладання математики у початкових класах
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 10.12.2016, 19:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 236
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Алгоритмічність мислення молодших школярів
АЛГОРИТМИЧНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Доцент, кандидат педагогических наук, Т. А. Фадеева
Кировоградский государственный педагогический университет имени В. Винниченко, г Кировоград, Украина 
      Проблема формирования алгоритмичности мышления младших школьников обусловлена, с одной стороны, дидактической значимостью, а с другой – интегративными свойствами этой характеристики для математического развития учащихся начальных классов. Современные процессы модернизации математического образования, основанные на концептах личностно ориентированной модели обучения, существенным образом влияют на определение проектировочных перспектив для начального звена. Они направлены на обеспечение качества начального математического образования и формирования математического мышления младших школьников.
      Одним из основных заданий математической подготовки, указанной в Государственном стандарте начальной общеобразовательной школы, выступает математическое развитие с определенными характеристиками. Методически обоснованным требованием выступает не обучение учащихся начальной школы вычислительной деятельности и геометрическим построениям, а формирование творческой личности при сохранении ценностной составляющей в развитии особенностей индивидуального типа мышления и модели познания на математическом материале. Изучение практического аспекта проблемы начального математического образования, анализ результатов проведения диагностических процедур позволяет сделать вывод о том, что в учебном процессе начальной школы преобладают содержательный (математические знания) и операционный (вычислительные, графические, измерительные навыки и умения) компоненты математического образования. Педагогами начальной школы недостаточно уделяется внимания творческому подходу, а именно формированию математического мышления с интегративными характеристиками при эмоционально-позитивном отношении к предмету.
       Алгоритмичность мышления характеризуется умением учащегося анализировать явления и события, моделировать ситуации, интерпретировать их совокупностью взаимосвязанных составляющих, формулировать предписания, последовательное выполнение которых приводит к выполнению математического задания. Выделение учащимися причинно-следственных связей в составе некоторой математической целостности, определение логической последовательности по временным параметрам, способность к операционной, деятельностной реализации плана решения математического задания составляют алгоритмичность мышления. Формирование алгоритмического мышления у младших школьников тесно связано с осознанием понятийной сущности «алгоритма», требованиями к его составлению и исполнению. Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности может предлагаться учащимся в разных формах: устно, текстом, блок-схемой, последовательностью команд, рисунков. Ознакомление с разными типами (линейными, с разветвлением, циклическими) начинается с примеров из быта. Это алгоритмы организации рабочего места, перехода улицы, исполнения режима дня, изготовления поздравительной открытки, пришивания пуговицы, пользования телефоном, электрическими приборами и т. д.
      Более сложный вариант заданий в работе с алгоритмами состоит в нахождении ошибок в предписаниях, дополнении новыми командами, замене предписаний более точными, составлении программы деятельности для исполнителя из набора отдельных операций. Овладение языковыми средствами в использовании алгоритма предусматривает формирование умения определять суть каждого предписания (семантическая сторона), соотносить содержание сообщения, изложенного в предложении, объективной действительности (предикативность речи), грамотно строить предложения (синтаксическая сторона). Примерами эргастического пути формирование алгоритмичности мышления можно назвать игры «Возобнови слово», «Анаграмма», «Составь слова», «Баше» и другие.
       В обучении младших школьников математике пропедевтический вариант формирования алгоритмичности мышления состоит в рационализации вычислительной деятельности, овладении образцами проведения измерительных действий, организации продуктивной работы по конструированию геометрических фигур, выполнении позиционных и метрических задач.
         Отдельную группу составляют задания с математическим содержанием при работе с компьютером, которые предусматривают знание и понимание учащимися команд ПК, умение четко формулировать вопросы, готовность к диалогу с ПК. Классификация математических заданий для формирования алгоритмичности мышления производилась за дидактической направленностью, что позволило выделить такие типы: а) вычислительные с использованием программы Калькулятор для контроля правильности выполнения заданий, преобразования условия; б) геометрического содержания на построение в графическом редакторе Paint и Автофигуры, на пересечение геометрических фигур, геометрическое конструирование; в) логико-информативниые, которые содержат конкретные алгоритмы выполнения математических заданий; г) на оптимизацию (построение геометрической фигуры наибольшей площади, вычисление самого короткого пути).
Категория: Мои статьи | Добавил: Tanya (18.01.2011)
Просмотров: 1092 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016Сделать бесплатный сайт с uCoz